Имам Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафии (ум. 204 г.х.)
Имам аш Шафии про Абу Ханифу
1. Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази:
ثنا
مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: سَمِعْتُ
الشَّافِعِيَّ يَقُولُ: قَالَ لِي مُحَمَّدُ بْنُ الْحَسَنِ: أَيُّهُمَا
أَعْلَمُ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟، يَعْنِي: مَالِكًا وَأَبَا
حَنِيفَةَ. قُلْتُ: عَلَى الإِنْصَافِ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ:
فَأَنْشُدُكَ اللَّهَ، مَنْ أَعْلَمُ بِالْقُرْآنِ: صَاحِبُنَا أَوْ
صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: صَاحِبُكُمْ، يَعْنِي مَالِكًا. قُلْتُ: فَمَنْ
أَعْلَمُ بِالسُّنَّةِ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: اللَّهُمَّ
صَاحِبُكُمْ قُلْتُ: فَأَنْشُدُكَ اللَّهَ، مَنْ أَعْلَمُ بِأَقَاوِيلِ
أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
وَالْمُتَقَدِّمِينَ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: صَاحِبُكُمْ.
قَالَ الشَّافِعِيُّ: قُلْتُ: فَلَمْ يَبْقَ إِلا الْقِيَاسُ، وَالْقِيَاسُ
لا يَكُونُ إِلا عَلَى هَذِهِ الأَشْيَاءِ، فَمَنْ لَمْ يَعْرِفِ
الأُصُولَ عَلَى أَيِّ شَيْءٍ يِقِيسُ؟!.
"Рассказал нам Мухаммад Ибн Абдуллах Ибн Абдуль Хакам, что он слышал аш-Шафии как он сказал: "Сказал аш-Шафии: "Сказал мне Мухаммад ибн Хасан – кто более знающий – наш учитель или ваш?" то есть Абу Ханифа, или Малик. Я сказал: "По справедливости?" Он сказал: "Да". Я сказал: "Заклинаю тебя Аллахом, кто из них больше знает Коране – наш учитель или ваш?" Мухаммад ибн Хасан сказал: "Ваш", то есть Малик. Я сказал: "А кто больше знает о Сунне, наш учитель или ваш?". Он сказал:"Ваш учитель". Я сказал: "Заклинаю тебя Аллахом, кто же больше знает о словах сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и саляфов – наш учитель, или ваш?". Он сказал: "Ваш". Я сказал: "Тогда не осталось ничего кроме суждения по аналогии, а аналогия не проводится, кроме как опираясь на жти вещи. Так на что же будет опираться при проведении аналогии тот, кто не знает основы?!"
Источник: "Аль-Джарх уа ат-тадиль", предисловие, "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-120, и иснад достоверен
2. Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази:
ثنا
أَبِي، ثنا يُونُسُ بْنُ عَبْدِ الأَعْلَى، قَالَ: سَمِعْتُ
الشَّافِعِيَّ، يَقُولُ: " قُلْتُ لِمُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ يَوْمًا،
وَذَكَرَ مَالِكًا وَأَبَا حَنِيفَةَ، فَقَالَ لِي مُحَمَّدُ بْنُ
الْحَسَنِ: مَا كَانَ يَنْبَغِي لِصَاحِبِنَا أَنْ يَسْكُتَ يَعْنِي أَبَا
حَنِيفَةَ، وَلا لِصَاحِبِكُمْ أَنْ يُفْتِيَ يُرِيدُ مَالِكًا، قُلْتُ:
نَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَنَا يَعْنِي مَالِكًا كَانَ
عَالِمًا بِكِتَابِ اللَّهِ؟ قَالَ: اللَّهُمَّ نَعَمْ ". قُلْتُ:
فَنَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَنَا كَانَ عَالِمًا
بِحَدِيثِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَ:
اللَّهُمَّ نَعَمْ. قُلْتُ: وَكَانَ عَالِمًا بِاخْتِلافِ أَصْحَابِ
رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَ: نَعَمْ.قُلْتُ:
أَكَانَ عَاقِلا؟ قَالَ: لا. قُلْتُ: فَنَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ
أَنَّ صَاحِبَكَ يَعْنِي أَبَا حَنِيفَةَ، كَانَ جَاهِلا بِكِتَابِ اللَّهِ
عَزَّ وَجَلَّ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: وَكَانَ جَاهِلا بِحَدِيثِ رَسُولِ
اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَجَاهِلا بِاخْتِلافِ
أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟، قَالَ:
نَعَمْ. قُلْتُ: أَكَانَ عَاقِلا؟، قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: فَتَجْتَمِعُ
فِي صَاحِبِنَا ثَلاثٌ لا تَصْلُحُ الْفُتْيَا إِلا بِهَا، وَيُخِلُّ
وَاحِدَةً، وَيُخْطِئُ صَاحِبُكَ ثَلاثًا، وَيَكُونُ فِيهِ وَاحِدَةٌ،
فَتَقُولَ: لا يَنْبَغِي لِصَاحِبِكُمْ أَنْ يَتَكَلَّمَ، وَلا
لِصَاحِبِنَا أَنْ يَسْكُتَ؟!.
"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Юнус ибн Абдуль А'ля, что он сказал: "Я слышал аш-Шафии, как он сказал: "Я упомянул однажды Мухаммаду ибн Хасану Малика и Абу Ханифу, и сказал мне Мухаммад ибн аль-Хасан: "Не следовало нашему учителю молчать" имея ввиду Абу Ханифу, "и вашему учителю говорить", имея ввиду Малика.
Тогда я сказал: "Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь,
что наш учитель, то есть Малик, был знающим о Книге Аллаха?" Он сказа:
"Да". Я сказал: "Заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь, что наш учитель был
знающим о хадисах Посланника Аллаха?" Он сказал: "Да". Я сказал: "И что
он был знающим о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: "Да".
Я сказал: "А был Малик искусным в суждениях по разуму?" Тот сказал: "Нет". Тогда я сказал: "Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь что ваш учитель Абу Ханифа, был джахилем о Книге Аллаха, Свят Он и Велик?" Тот сказал: "Да". Я сказал: "И был джахилем о хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и также был джахилем о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: "Да". Я сказал: "Был ли он искусным в суждении по разуму?" Он сказал: "Да". Тогда я сказал: "Собрались в нашем учителе три качества, без которых невозможно давать фетву, и нет одного. И заблуждается ваш учитель в трех, и есть у него одно. И после этого ты говоришь, что не следует нашему учителю говорить, а вашему молчать?!"
Источник: "Адаб Аш-Шафии уа манакибух", 1-154, иснад достоверный как солнце в ясный день
3. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
"Рассказал мне ар-Рабии Ибн Сулейман аль-Муроди, сказал он: "Я слышал аш-Шафии, как он сказал: "Абу Ханифа ставит начало вопроса ошибочным образом, а затем проводит от него аналогию на весь раздел"
См. "Адаб Аш-Шафии уа манакибух", 1-129, иснад достоверный
4. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
См. "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130, иснад достоверный
И пришло в другой передаче от Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама что аш Шафии сказал:
"Я посмотрел в книгу Абу Ханифы, и там было 120 или 130 листов, и я увидел там 80 листов касательно вуду и молитвы. И в них было либо противоречие Книге Аллаха, или противоречие Сунне Посланника Аллаха, или расходящиеся слова, или противоречие самому себе, или расходящиеся кыясы"
Источник: "Хильятуль авлия", 9/103
Сказал имам Ибн Аби Хатим комментируя эти слова:
"Это потому, что неверной была основа, поэтому и ответвления построенные на ней были ошибочными"
См. "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130
5. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
"Рассказал мне Ахмад ибн Синан аль-Уасыты, сказал он: "Я слышал Мухаммада Ибн Идриса аш-Шафии говорящим: "Я не могу сравнить суждения Абу Ханифы ни с чем, кроме как с ниткой колдуньи: протянет ее так вот, и она жёлтая, протянет по другому, и она зелёная"
Источник: "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130, иснад достоверный
Я сказал: "А был Малик искусным в суждениях по разуму?" Тот сказал: "Нет". Тогда я сказал: "Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь что ваш учитель Абу Ханифа, был джахилем о Книге Аллаха, Свят Он и Велик?" Тот сказал: "Да". Я сказал: "И был джахилем о хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и также был джахилем о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: "Да". Я сказал: "Был ли он искусным в суждении по разуму?" Он сказал: "Да". Тогда я сказал: "Собрались в нашем учителе три качества, без которых невозможно давать фетву, и нет одного. И заблуждается ваш учитель в трех, и есть у него одно. И после этого ты говоришь, что не следует нашему учителю говорить, а вашему молчать?!"
Источник: "Адаб Аш-Шафии уа манакибух", 1-154, иснад достоверный как солнце в ясный день
3. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
ثنا
الرَّبِيعُ بْنُ سُلَيْمَانَ الْمُرَادِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ
الشَّافِعِيَّ يَقُولُ: " أَبُو حَنِيفَةَ يَضَعُ أَوَّلَ الْمَسْأَلَةِ
خَطَأً، ثُمَّ يَقِيسُ الْكِتَابَ كُلَّهُ عَلَيْهَا "
"Рассказал мне ар-Рабии Ибн Сулейман аль-Муроди, сказал он: "Я слышал аш-Шафии, как он сказал: "Абу Ханифа ставит начало вопроса ошибочным образом, а затем проводит от него аналогию на весь раздел"
См. "Адаб Аш-Шафии уа манакибух", 1-129, иснад достоверный
4. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
قَالَ:
ثَنا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: قَالَ
لِي مُحَمَّدُ بْنُ إدْرِيسَ الشَّافِعِيُّ: " نَظَرْتُ فِي كُتُبٍ
لأَصْحَابِ أَبِي حَنِيفَةَ، فَإِذَا فِيهَا مِائَةٌ وَثَلاثُونَ وَرَقَةً،
فَعَدَدْتُ مِنْهَا ثَمَانِينَ وَرَقَةً، خِلافَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ
".
"Рассказал мне Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль Хакам, что
сказал ему Мухаммад Ибн Идрис аш-Шафии: "Я посмотрел в книги
последователей Абу Ханифы, и там было 130 листов, и я насчитал там 80
листов, которые противоречат Корану и Сунне"См. "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130, иснад достоверный
И пришло в другой передаче от Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама что аш Шафии сказал:
«نَظَرْتُ
فِي كِتَابٍ لِأَبِي حَنِيفَةَ فِيهِ عِشْرُونَ وَمِائَةُ، أَوْ
ثَلَاثُونَ وَمِائَةُ وَرَقَةٍ فَوَجَدْتُ فِيهِ ثَمَانِينَ وَرَقَةً فِي
الْوُضُوءِ وَالصَّلَاةِ، وَوَجَدْتُ فِيهِ إِمَّا خِلَافًا لِكِتَابِ
اللهِ أَوْ لِسُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ،
أَوِ اخْتِلَافَ قَوْلٍ أَوْ تَنَاقُضٍ أَوْ اخْتِلَافَ قِيَاسٍ»
"Я посмотрел в книгу Абу Ханифы, и там было 120 или 130 листов, и я увидел там 80 листов касательно вуду и молитвы. И в них было либо противоречие Книге Аллаха, или противоречие Сунне Посланника Аллаха, или расходящиеся слова, или противоречие самому себе, или расходящиеся кыясы"
Источник: "Хильятуль авлия", 9/103
Сказал имам Ибн Аби Хатим комментируя эти слова:
لأن الأصل كان خطأ فصارت الفروع ماضية على الخطأ
"Это потому, что неверной была основа, поэтому и ответвления построенные на ней были ошибочными"
См. "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130
5. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
ثنا
أَحْمَدُ بْنُ سِنَانٍ الْوَاسِطِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ
إِدْرِيسَ الشَّافِعِيَّ، يَقُولُ: " مَا أُشَبِّهُ رَأْيَ أَبِي حَنِيفَةَ
إِلا بِخَيْطِ سَحَّارَةٍ، تَمُدُّهُ هَكَذَا فَيَجِيءُ أَصْفَرَ،
وَتَمُدُّهُ هَكَذَا فَيَجِيءُ أَخْضَرَ
"Рассказал мне Ахмад ибн Синан аль-Уасыты, сказал он: "Я слышал Мухаммада Ибн Идриса аш-Шафии говорящим: "Я не могу сравнить суждения Абу Ханифы ни с чем, кроме как с ниткой колдуньи: протянет ее так вот, и она жёлтая, протянет по другому, и она зелёная"
Источник: "Адаб аш-Шафии уа манакибуху", 1-130, иснад достоверный
Сказал аль Бейхакы, объясняя смысл:
وهذا لأنه، رحمنا الله وإياه، كان يقول بالاستحسان مرة، وبالقياس مرة أخرى، وكان لا تستمر فروعه على قياس واحد.
"И это потому что Абу Ханифа да помилует Аллах нас и его - говорил то согласно суждению по аналогии, то согласно голой личной точке зрения (истихсану), и его ответвления не шли одинаковым образом"
Источник: "Манакиб аш Шафии", 1.165
6. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
ثنا
أبي حدثنا أحمد بن أبي سريج قال سمعت الشافعي يقول: أنفقت على كتب محمد بن
الحسن ستين ديناراً ثم تدبرتها فوضعت إلى جنب كل مسألة حديثاً . يعني رداً
عليه .
"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Ахмад Ибн Аби Сурейдж, что он слышал, как аш-Шафии сказал: "Я потратил на книги Мухаммада Ибн Хасана 60 динаров, затем поразмыслил над ними, и поставил напротив каждого рассматриваемого вопроса хадис". Сказал Ибн Аби Хатим: "То есть, опровергая его".
Источник: "Адаб аш-Шафии уа манакибух", 1-27, иснад достоверный
7. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
قَالَ
أَبِي: ثنا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الأَيْلِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ
الشَّافِعِيَّ يَقُولُ: " ما أَعْلَمُ أَحَدًا وَضَعَ الْكُتُبَ أَدَلَّ
عَلَى عَوَارِ قَوْلِهِ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ ".
"Сказал мой отец, что рассказал ему Харун ибн Саид аль-Айли, что он слышал как аш-Шафии сказал: "Я не знаю никого, кто составил бы книги, которые более бы указывали на пороки его мнений, чем Абу Ханифа"
См. "Адаб аш-Шафии уа манакибух", 1-130, иснад достоверный
8. Сказал имам аш Шафии Мухаммаду Ибн аль-Хасану:
قال الشافعي لابن الحسن: أما أصحابك فأعلم الناس بما لم يكن أبداً وأجهلهم بالسنن
"Твои асхабы - самые знающие люди о том, чего никогда не было, и самые невежественные о Суннах"
Передал имам аль-Абурри в "Аль-Манакиб", 70, с иснадом: рассказал нам Абу Бакр аш Шафии (имам хафиз достоверный), от имама аль Бухари (автор Сахиха) от Мус'аба аз Зубейри (достоверный, большой алим Медины). Иснад достоверный
9. Сказал имам аш Шафии об Абу Ханифе и его сторонниках и их книгах:
وأخرجت
من عنده وكان قدتبقى معي من تلك الدنانير نحو من خمسين دينارا وكان محمد
بن الحسن يومئذ بالرقة فأنفقت تلك الدنانير على كتبهم قال فوجدت مثلهم ومثل
كتبهم كمثل رجل كان عندنا يقال له فروخ وكان يحمل دهنا يبيعه في زق له
فكان إذا قيل له عندك برسيان قال نعم عندك زنبق قال نعم عندك خيري قال
نعم فإذا قيل له أرنا منه وكان للزق رءوس كثيرة فيخرج لهم من تلك الرؤوس
وإنما هو دهن واحد وكذلك وجدت كتبهم وإنما يقولون كتاب الله وسنة نبيه (صلى
الله عليه وسلم) وهم يخالفون الله ويخالفون الرسول
"Потом, когда меня вывели от него, у меня оставалось 50 динаров, а Мухаммад Ибн аль-Хасан в то время был в Ракке. И я потратил эти 50 динаров на книги сторонников Абу Ханифы, и понял, что лучшим примеров для сравнения с их книгами - будет человек, который жил у нас, которого звали Фаррух. Он продавал масла из своих бурдюков. И когда его спрашивали: "У тебя есть масло "фуршнан"? Он говорил: "Да". Его спрашивали: "Есть жасминовое масло?" Он говорил: "Да".Если спрашивали: "А есть чернила?" Он говорил: "Да". А когда ему говорили: "Покажи мне", он доставал то что у него есть в этих бурдюках, а их было много - и тут видели, что во всех них одно и то же масло. Также я обнаружил и книги Абу Ханифы - он говорил: "Книга Аллаха, Сунна Его Посланника", в то время как они противоречили и Аллаху, и Его Посланнику"
Это - отрывок из истории, где аш Шафии описывает свой ранний период жизни, и свой диспут с Мухаммадом Ибн Хасаном, и эту историю передали Дауд Ибн Али аль-Асбахани, Хусейн Ибн Али аль Карабиси и другие его асхабы, и она передана во многих книгах, к примеру, см. "Хильятуль авлия", "Тарих димашк", 51/291, и др.
10. Передал аль Харави, что сказал имам аш Шафии:
لَا يَحِلُّ لِأَحَدٍ مِنْ أَهْلِ الرَّأْيِ أَنْ يُفْتِيَ ، فَإِنْ حَلَّ فَلِمُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ
"Не разрешено давать фетвы никому из приверженцев суждений по собственному мнению, и если бы было разрешено давать фетвы хоть кому то из них, то Мухаммаду Ибн Хасану"
Источник: "Замм аль калям", 359
11. Сказал Имам Ибн Аби Хатим:
أَخْبَرَنَا
أَبِي، ثنا حَرْمَلَةُ بْنُ يَحْيَى، قَالَ: سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ
يَقُولُ: " رَأَيْتُ أَبَا حَنِيفَةَ فِي النَّوْمِ، عَلَيْهِ ثِيَابٌ
وَسِخَةٌ رَثَّةٌ، فَقَالَ: مَا لِيَ وَلَكَ؟
"Рассказал мне мой отец (Абу Хатим ар Рази), что рассказал ему Хармаля Ибн Яхья, что он слышал аш Шафии, как он сказал: "Я видел Абу Ханифу во сне, и на нем была грязная рваная одежда, и он сказал мне: "Что мне до тебя?"
Источник: "Манакиб аш Шафии", стр. 132, иснад достоверный
12. Сказал имам аш Шафии говоря про слово Абу Ханифы о том что смех в молитве портит вуду:
وَالَّذِي
يَزْعُمُ أَنَّ عَلَيْهِ الْوُضُوءَ يَزْعُمُ أَنَّ الْقِيَاسَ أَنْ لَا
يُنْتَقَضَ. وَلَكِنَّهُ زَعْمٌ يَتْبَعُ الْآثَارَلَوْ كَانَ يَتْبَعُ
مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَعْرُوفَ. كَانَ بِذَلِكَ عِنْدَنَا حَمِيدًا،
وَلَكِنَّهُ يَرُدُّ مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَوصُولَ الْمَعْرُوفَ.
وَيَقْبَلُ الضَّعِيفَ الْمُنْقَطِعَ
"Тот, кто заявляет, что кто посмеялся в молитве должен сделать вуду - заявляет что кыяс указывает на то, что вуду не нарушается из за смеха, однако он заявил что следует в своем слове асарам!
И если бы он следовал достоверным известным асарам - он был бы у нас восхваляемым, однако он отвергает достоверные непрерывные известные сообщения, и берет слабые и прерванные!"
Источник: Старая книга аш Шафии "Китаб аз За'фарани", см. "Ас-Сунан аль Кубра", 1/147, "Марифату ас-Сунан уаль асар", 1/431
13. Сказал имам аш Шафии доказав обязательность принятия одиночного достоверного хадиса Пророка в любых ситуациях и опровергнув слово Абу Ханифы и его асхабов:
هذا
مذهب أهل العلم من أصحاب رسول الله والتابعين وتابعي التابعين ومذهبنا فمن
فارق هذا المذهب كان عندنا مفارقا سبيل أصحاب رسول الله وأهل العلم بعدهم
إلى اليوم وكان من أهل الجهالة وقالوا معا لا نرى إلا إجماع أهل العلم في
البلدان على تجهيل من خالف هذا السبيل وجاوزوا أو أكثرهم فيمن يخالف هذا
السبيل إلى ما لا أبالي أن لا أحكيه
"И все ученые кого мы видели сказали: "Это - мазхаб ученых из числа сподвижников Посланника Аллаха, и табиинов, и табии табиинов, и наш мазхаб, и кто оставил этот мазхаб - у нас считается покинувшим путь сподвижников Посланника Аллаха, и ученых после них вплоть до наших дней, и является джахилем"
И они сказали все вместе: "Мы считаем это ничем иным как иджма ученых во всех странах на назывании джахилем того кто противоречит этому пути", и они или многие из них столь превысили в порицании тех кто противоречил ему, что я не буду раздумывать над тем чтобы не передавать их слова"
Источник: "Ихтиляф аль Хадис" из "Аль-Умм", вступление
14. Сказал аль Бейхакы:
قال: ٨١ - أخبرنا محمد بن عبد الله، قال: أخبرني الزبير بن عبد الواحد الحافظ، قال: ثنا عبد اللّٰه بن محمد بن جعفر بمصر، قال: سمعت الربيع بن سليمان يقول: سمعت الشافعي ذكر يعقوب وأصحابه فقال: هم فقهاء العساكر. ٨٢ - وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ، قال: أخبرني الزبير بن عبد الواحد الحافظ، قال: أخبرني كهمس بن المنهال أبو القاسم الجوهري، قال: سمعت أبا جعفر هارون بن سعيد الأيلي يقول: سمعت الشافعي يقول: سألني عبد الملك بن صالح عن شيء من أمر الحبس، فأجبته بشيء، فقال: إني سألت محمدا عنه، فقال لي خلاف هذا فقلت له: هل عرف رأيك فيه؟ قال: لا. قلت له: فعرِّفه رأيك حتى ينظر ما يقول فقال لي عبد الملك: قد أعلمته رأيي فتابعني عليه وأفتاني بخلاف قوله الأول. فقلت له: فأعلمه أنه قد بدا لك في ذلك الرأي حتى ينظر ما تقول. فأعلمني أنه قال ذلك فرجع عما قال وأفتاه بشيء آخر، فقلت له: لولا أني أكره أن أؤذي الأمير وأطوِّل عليه لسألته أن يقول له شيئا ثم يعلمه أنه قد بدا له في ذلك كذا وكذا مرة حتى تعلمه أنه يفتيك في كل ما يهواه الأمير.
«Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах, что рассказал ему хафиз Зубейр ибн Абдуль Вахид, что рассказал ему Абдуллах ибн Мухаммад ибн Джа’фар в Египте, что он слышал Раби ибн Сулеймана, как он сказал:
«Я слышал, что аш Шафии упоминает Я’куба (Абу Юсуфа) и его сторонников, и говорит: «Они – факихи солдат» (т.е. правительственные ученые)
Рассказал нам Абу Абдуллах аль Хафиз, что рассказал ему аз Зубейр ибн Абдуль Вахид аль Хафиз, что рассказал ему Кахмас ибн Минхаль, что рассказал ему Абу аль Касим аль Джавхари, что он слышал Абу Джафара Харуна ибн Саида аль Айли, как он сказал:
«Спросил меня (министр) Абдуль Малик ибн Солих о чем то из вопросов заточения в тюрьму, и я ответил ему определенным ответом.
И министр сказал: «Я спросил Мухаммада ибн аль Хасана об этом, и он дал другой ответ!»
Я сказал: «А он знает о том, что ты думаешь сам?»
Министр сказал: «Нет».
Я сказал: «Тогда расскажи ему про твое мнение, и посмотри, что он скажет»
И министр вернулся и сказал: «Я дал ему знать мое мнение, и он последовал мне в нём и дал мне фетву противоречащую первой»
Я сказал: «А теперь иди и скажи Мухаммаду ибн Хасану, что тебе разъяснилось, что правильно в этом вопросе другое мнение, чтобы посмотреть, что он скажет»
И министр вернулся, и рассказал, что сказал Мухаммаду ибн Хасану так, и он отказался от своего мнения, и дал ему новую фетву.
Я сказал: «Если бы мне не было неприятно причинить амиру правоверных неприятности, и долго задерживать его, то я бы сказал пойти и сказать ему, что тебе разъяснилось что то новое – еще много раз, чтобы ты узнал это – что он дает тебе фетву обо всем, в чем страсти амира правоверных»
Источник: «Зейль манакиб аш Шафии», аль Бейхакы, иснады хорошие
قال: ٨١ - أخبرنا محمد بن عبد الله، قال: أخبرني الزبير بن عبد الواحد الحافظ، قال: ثنا عبد اللّٰه بن محمد بن جعفر بمصر، قال: سمعت الربيع بن سليمان يقول: سمعت الشافعي ذكر يعقوب وأصحابه فقال: هم فقهاء العساكر. ٨٢ - وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ، قال: أخبرني الزبير بن عبد الواحد الحافظ، قال: أخبرني كهمس بن المنهال أبو القاسم الجوهري، قال: سمعت أبا جعفر هارون بن سعيد الأيلي يقول: سمعت الشافعي يقول: سألني عبد الملك بن صالح عن شيء من أمر الحبس، فأجبته بشيء، فقال: إني سألت محمدا عنه، فقال لي خلاف هذا فقلت له: هل عرف رأيك فيه؟ قال: لا. قلت له: فعرِّفه رأيك حتى ينظر ما يقول فقال لي عبد الملك: قد أعلمته رأيي فتابعني عليه وأفتاني بخلاف قوله الأول. فقلت له: فأعلمه أنه قد بدا لك في ذلك الرأي حتى ينظر ما تقول. فأعلمني أنه قال ذلك فرجع عما قال وأفتاه بشيء آخر، فقلت له: لولا أني أكره أن أؤذي الأمير وأطوِّل عليه لسألته أن يقول له شيئا ثم يعلمه أنه قد بدا له في ذلك كذا وكذا مرة حتى تعلمه أنه يفتيك في كل ما يهواه الأمير.
«Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах, что рассказал ему хафиз Зубейр ибн Абдуль Вахид, что рассказал ему Абдуллах ибн Мухаммад ибн Джа’фар в Египте, что он слышал Раби ибн Сулеймана, как он сказал:
«Я слышал, что аш Шафии упоминает Я’куба (Абу Юсуфа) и его сторонников, и говорит: «Они – факихи солдат» (т.е. правительственные ученые)
Рассказал нам Абу Абдуллах аль Хафиз, что рассказал ему аз Зубейр ибн Абдуль Вахид аль Хафиз, что рассказал ему Кахмас ибн Минхаль, что рассказал ему Абу аль Касим аль Джавхари, что он слышал Абу Джафара Харуна ибн Саида аль Айли, как он сказал:
«Спросил меня (министр) Абдуль Малик ибн Солих о чем то из вопросов заточения в тюрьму, и я ответил ему определенным ответом.
И министр сказал: «Я спросил Мухаммада ибн аль Хасана об этом, и он дал другой ответ!»
Я сказал: «А он знает о том, что ты думаешь сам?»
Министр сказал: «Нет».
Я сказал: «Тогда расскажи ему про твое мнение, и посмотри, что он скажет»
И министр вернулся и сказал: «Я дал ему знать мое мнение, и он последовал мне в нём и дал мне фетву противоречащую первой»
Я сказал: «А теперь иди и скажи Мухаммаду ибн Хасану, что тебе разъяснилось, что правильно в этом вопросе другое мнение, чтобы посмотреть, что он скажет»
И министр вернулся, и рассказал, что сказал Мухаммаду ибн Хасану так, и он отказался от своего мнения, и дал ему новую фетву.
Я сказал: «Если бы мне не было неприятно причинить амиру правоверных неприятности, и долго задерживать его, то я бы сказал пойти и сказать ему, что тебе разъяснилось что то новое – еще много раз, чтобы ты узнал это – что он дает тебе фетву обо всем, в чем страсти амира правоверных»
Источник: «Зейль манакиб аш Шафии», аль Бейхакы, иснады хорошие
15. Сказал аз Заркаши:
وَفْد صَنَّفَ الشَّافِعِيُّ كِتَابًا في الْأُمِّ في الرَّدِّ على أبي حَنِيفَةَ في الِاسْتِحْسَانِ وقال من جُمْلَتِهِ قال أبو حَنِيفَةَ لَمَّا رَدَّ خِيَارَ الْمَجْلِسِ بين الْمُتَتَابِعَيْنِ أَرَأَيْت لو كَانَا في سَفِينَةٍ فَتَرَكَ الحديث الصَّحِيحَ بهذا التَّخْمِينِ وقال في مَسْأَلَةِ شُهُودِ الزَّوَايَا الْقِيَاسُ أَنَّهُمْ قَذَفَةٌ يُحَدُّونَ وَتُرَدُّ شَهَادَتُهُمْ لَكِنْ اسْتَحْسَنَ قَبُولَهَا وَرَجْمَ الْمَشْهُودِ عليه قال الشَّافِعِيُّ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى وَأَيُّ اسْتِحْسَانٍ في قَتْلِ مُسْلِمِينَ وقال في الزَّوْجَيْنِ إذَا تَقَاذَفَا قال لها يا زَانِيَةُ فقالت بَلْ أنت زَانٍ لَا حَدَّ وَلَا لِعَانَ لِأَنِّي أَسْتَقْبِحُ أَنْ أُلَاعِنَ بَيْنَهُمَا ثُمَّ أَحُدُّهَا قال الشَّافِعِيُّ وَأَقْبَحُ منه تَعْلِيلُ حُكْمِ اللَّهِ عَلَيْهِمَا
«И написал Аш Шафии книгу в «Аль-Умм» в опровержение Абу Ханифе по поводу истихсана, и сказал в ней: «Сказал Абу Ханифа когда отверг возможность покупателю отменить сделку, пока не разошлись: «А что ты скажешь, если они будут на лодке?»
И он оставил достоверный хадис посредством этих фантазий!
И сказал Абу Ханифа в вопросе когда свидетели свидетельствуют о прелюбодеянии, но каждый называет разное место дома: «Кыяс указывает на то, что они ложно наговаривают, и на них нужно устанавливать хадд за клевету, однако я считаю хорошим принять их свидетельство, и забить камнями тех, против кого свидетельствуют»
И какое же считание хорошим может быть в убийстве мусульман?!
И сказал Абу Ханифа про мужа и жену, когда они ложно обвинили друг друга в зина, и он сказал: «О прелюбодейка!», а она сказала: «Нет, это ты прелюбодей!» - «Нету хадда на них, и нет процедуры проклятия, потому что я считаю мерзким чтобы они проклинали друг друга, а потом устанавливать на них хадд»
Сказал аш Шафии: «И куда мерзее – аннулировать хукм Аллаха, вынесенный на них»
Источник: «Аль Бахр аль Мухит», 8/104
16. Имам аш-Шафи’и (ум. 204 г.х.) сказал:
كان محمد بن الحسن جهميا، يقول: القرآن مخلوق
«Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани был джахмитом, и говорил, что Коран – сотворен».
«Зайлю манакиб аш-Шафии», аль-Байхаки, стр. 62, иснад достоверный. Затем аль Бейхакы передал некоторые риваяты которые могут указывать на то, что он вернулся от этого.
كان محمد بن الحسن جهميا، يقول: القرآن مخلوق
«Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани был джахмитом, и говорил, что Коран – сотворен».
«Зайлю манакиб аш-Шафии», аль-Байхаки, стр. 62, иснад достоверный. Затем аль Бейхакы передал некоторые риваяты которые могут указывать на то, что он вернулся от этого.
17. Сказал имам ас-Саджи:
عن محمد بن إسماعيل، عن مصعب بن عبد الله الزُّبَيْرِي
"От Мухаммада ибн Исмаила, от Мус'аба аз Зубейри, что он рассказал об истории прибытия аш Шафии в Медину, его учебы у Малика, затем поездки в Мекку, затем ареста в Йемене и контакта с Мухаммадом ибн Хасаном аш Шайбани, а затем диспута с ним, в длинной истории этого:
أما صاحبكم فأعلم الناس بما لم يَكُنْ ولا يكون أبدًا، وأجهلهم بالسنن.
"И сказал аш Шафии, обращаясь к аш Шайбани: "Ваш учитель (Абу Ханифа) - самый знающий из людей о том чего не было и никогда не будет, и самый невежественный из людей о Суннах!"
Источник: "Манакиб аш Шафии" ас-Саджи, иснад достоверный
18. Сказал имам аш Шафии в своей книге "Тауиль мухталяф аль хадис", передавая свой диспут с аш Шайбани и одно из странных слов ханафитов:
إني لأحسبكم لو قال هذا غيركم لبلغتم به إلى أن تقولوا القلم عنه مرفوع
"Я полагаю, что вы если бы кто то другой сказал бы такое - то дошли бы до того, что сказали что от него поднято перо (т.е. объявили бы его сумасшедшим!)"
Источник: "Ихтиляф аль Хадис", стр. 79
19. Был назвал имам аш Шафии муджаддидом, и защитником Сунны, и опровергателем ахлиль бид'а
Сказал имам Ахмад:
ما أعلم أحداً أعظم منةً على الإسلام في زمن الشافعي من الشافعي
"Я не знаю никого во время аш Шафии, кто сделал больше блага для Ислама, чем аш-Шафии!"
Сказал имам ахли-Сунна, Абу Зур'а ар Рази, передав эти слова имама Ахмада:
صدق أحمد بن حنبل، ما أعلم أحداً أعظم منةً على الإسلام في زمن الشافعي من الشافعي، ولا أحداً ذب عن سنن رسول الله صلى الله عليه وسلم مثل ما ذب الشافعي، ولا أحداً كشف عن سوءات القوم كشفه
"Правдив был Ахмад Ибн Ханбаль! Нет никого во время аш Шафии, кто сделал больше блага для Ислама, чем аш-Шафии! Ни один человек не защитил Сунну Посланника Аллаха подобно тому, как защитил аш Шафии, и ни один не разоблачил порочность пути этих людей, так, как разоблачил аш Шафии"
Источник: "Манакиб аш Шафии" аль-Абурри, 1/92
Так кого же разоблачал имам аш Шафии, и от кого защищал Сунну Пророка, и чьё бид'а разоблачал?
Ведь неизвестно, чтобы имам аш Шафии писал какие то труды и много говорил о вопросах акыды, и его слова в этом разделе хоть и есть но малы, и за них никто не стал бы его делать муджаддидом и величайшим защитником Сунны.
Так кого же опровергал аш Шафии? Чье бид'а он разгромил?
Сказал имам Ибн Аби Хатим:
"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Мухаммад Ибн Яхья Ибн Хассан, что он сказал: "Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Наши шеи сторонников хадиса в руках сторонников Абу Ханифы, и не могли их вырвать, пока мы не увидели аш Шафии"
Источник: "Адаб аш Шафии", 1/43, иснад достоверный
Сказал имам Ахмад:
ما أعلم أحداً أعظم منةً على الإسلام في زمن الشافعي من الشافعي
"Я не знаю никого во время аш Шафии, кто сделал больше блага для Ислама, чем аш-Шафии!"
Сказал имам ахли-Сунна, Абу Зур'а ар Рази, передав эти слова имама Ахмада:
صدق أحمد بن حنبل، ما أعلم أحداً أعظم منةً على الإسلام في زمن الشافعي من الشافعي، ولا أحداً ذب عن سنن رسول الله صلى الله عليه وسلم مثل ما ذب الشافعي، ولا أحداً كشف عن سوءات القوم كشفه
"Правдив был Ахмад Ибн Ханбаль! Нет никого во время аш Шафии, кто сделал больше блага для Ислама, чем аш-Шафии! Ни один человек не защитил Сунну Посланника Аллаха подобно тому, как защитил аш Шафии, и ни один не разоблачил порочность пути этих людей, так, как разоблачил аш Шафии"
Источник: "Манакиб аш Шафии" аль-Абурри, 1/92
Так кого же разоблачал имам аш Шафии, и от кого защищал Сунну Пророка, и чьё бид'а разоблачал?
Ведь неизвестно, чтобы имам аш Шафии писал какие то труды и много говорил о вопросах акыды, и его слова в этом разделе хоть и есть но малы, и за них никто не стал бы его делать муджаддидом и величайшим защитником Сунны.
Так кого же опровергал аш Шафии? Чье бид'а он разгромил?
Сказал имам Ибн Аби Хатим:
حَدَّثَنَا
أَبِي، قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى بْنِ حَسَّانٍ، قَالَ:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ بْنَ حَنْبَلٍ، قَالَ: " كَانَتْ أَقْفِيَتُنَا
أَصْحَابَ الْحَدِيثِ، فِي أَيْدِي أَصْحَابِ أَبِي حَنِيفَةَ مَا
تُنْزَعُ، حَتَّى رَأَيْنَا الشَّافِعِيَّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ
"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Мухаммад Ибн Яхья Ибн Хассан, что он сказал: "Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Наши шеи сторонников хадиса в руках сторонников Абу Ханифы, и не могли их вырвать, пока мы не увидели аш Шафии"
Источник: "Адаб аш Шафии", 1/43, иснад достоверный
Сказал великий имам людей хадиса, ученик аш Шафии, аль Хумейди:
:
كُنَّا نُرِيدُ أَنْ نَرُدَّ عَلَى أَصْحَابِ الرَّأْيِ، فَلَمْ نُحْسِنْ
كَيْفَ نَرُدُّ عَلَيْهِمْ، حَتَّى جَاءَنَا الشَّافِعِيُّ، فَفَتَحَ لَنَا
"Мы
хотели опровергнуть приверженцев суждений по своему мнению, но не
делали это наилучшим образом, пока не пришел к нам аш Шафии и не открыл
нам путь"
Смысл этого в том, что с тех пор как появилось бид'а Абу Ханифы, никто не опроверг его так, как опроверг его аш Шафии, разгромив его основы в первую очередь, в таких книгах как "ар-Рисаля", "Джима аль ильм", "Ибталь аль истихсан", и других, и ответвления.
Сказал имам Ибн Аби Хатим:
أَنَا
أَبُو عُثْمَانَ الْخُوَارِزْمِيُّ نَزِيلُ مَكَّةَ فِيمَا كَتَبَ
إِلَيَّ، قَالَ: قَالَ أَبُو ثَوْرٍ: " كُنْتُ أَنَا وَإِسْحَاقُ بْنُ
رَاهَوَيْهِ، وَحُسَيْنٌ الْكَرَابِيسِيُّ، وَذَكَرَ جَمَاعَةً مِنَ
الْعِرَاقِيِّينَ، مَا تَرَكْنا بِدْعَتَنَا، حَتَّى رَأَيْنَا
الشَّافِعِيَّ
"Рассказал нам Абу Усман аль-Хаваризми, из Мекки, написав мне: "Сказал нам Абу Саур: "Я, и Исхак Ибн Рахавейхи, и Хусейн аль Карабиси.." и упомянул еще много иракцев - "..мы не оставили наше бид'а, пока не увидели аш Шафии"
Источник: "Адаб аш Шафии", 1/49, и иснад приемлемый
Так какое же бид'а они оставили, когда увидели аш Шафии?
И Абу Саур, и Исхак, и аль-Карабиси были последователями Абу Ханифы, как это известно и придут эти асары в их биографиях.
Все вышеперечисленное доказывает, что имам аш Шафии был возвеличен и назван защитником Сунны и опровергателем людей бид'а - во многом потому что он опроверг и сделал ибталь основам Абу Ханифы и его мазхабу, и это указывает, что считание Абу Ханифы и его последователей нововведенцами в то время - было ясным и утвердившимся вопросом, и вся хвала Аллаху
20. Что же касается приписываемого имаму аш Шафии выражения про то что все должники Абу Ханифы в фикхе - то оно не достоверно от имама, несмотря на его известность.
21. Тут кто то может сказать: кто же тогда из учеников и асхабов аш Шафии так понял его слова и такое же мнения про Абу Ханифы?
Ответим: как очевидно что все его ранние ученики на этом -
как аль-Хумейди, Абдур-Рахман Ибн Махди, Ахмад Ибн Ханбаль, Абу Саур, Исхак Ибн Рахавейхи, Хусейн Ибн Али
(наряду с тем что он поменялся в акыде в конце жизни и стал джахмитом
نسأل الله العافية однако это не отменяет того что он достоверный и
правдивый и был из асхабов аш Шафии), аль-Хасан аз-За'фарани, Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, и другие
Сказал имам Абу Бакр Ахмад Ибн аль-Марван аль-Малики:
نا دَاوُدُ بْنُ سُلَيْمَانَ الْبَغْدَادِيُّ ؛ قَالَ : سَمِعْتُ الزَّعْفَرَانِيَّ الْحَسَنَ يَقُولُ : سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ : وُلِدْتُ فِي السَّنَةِ الَّتِي مَاتَ فِيهَا أَبُو حَنِيفَةَ . قَالَ : فَقَالَ الْحَسَنُ الزَّعْفَرَانِيُّ : وُلِدَ سُنَّةٌ وَمَاتَ بِدْعَةٌ
"Рассказал нам Дауд Ибн Сулейман аль-Багдади, что он слышал, как сказал Хасан аз-За'фарани: "Я слышал, как аш-Шафии сказал: "Я родился в тот год, в который умер Абу Ханифа".
И сказал аль-Хасан аз-За'фарани: "Родилась Сунна, и умерло бида"
Источник: "Аль-муджаляса уа джауахир аль-ильм", 3556, иснад достоверный
نا دَاوُدُ بْنُ سُلَيْمَانَ الْبَغْدَادِيُّ ؛ قَالَ : سَمِعْتُ الزَّعْفَرَانِيَّ الْحَسَنَ يَقُولُ : سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ : وُلِدْتُ فِي السَّنَةِ الَّتِي مَاتَ فِيهَا أَبُو حَنِيفَةَ . قَالَ : فَقَالَ الْحَسَنُ الزَّعْفَرَانِيُّ : وُلِدَ سُنَّةٌ وَمَاتَ بِدْعَةٌ
"Рассказал нам Дауд Ибн Сулейман аль-Багдади, что он слышал, как сказал Хасан аз-За'фарани: "Я слышал, как аш-Шафии сказал: "Я родился в тот год, в который умер Абу Ханифа".
И сказал аль-Хасан аз-За'фарани: "Родилась Сунна, и умерло бида"
Источник: "Аль-муджаляса уа джауахир аль-ильм", 3556, иснад достоверный
И эти слова главного багдадского ученика аш Шафии – по чьей просьбе он написал свои первые книги в фикхе - имама аз За’фарани
Точно также и следующием поколении - много тех кто взял фикх аш Шафии - как Абу Хатим ар Рази, Абу Зур'а ар Рази, Ибн Аби Хатим ар Рази, Абу Бакр Ибн аль-Мунзир, Ибн Хузейма, Аль-Абурри, аз-Зубейри, Абу Хамид аль Исфараини, и другие большие имамы шафииты - все были на этом, и их слова мы приводили в нашей большой работе.
И они - первее к пониманию слов аш Шафии, так как непосредственно видели его и брали от него и от его учеников, и были больше религиозностью, пониманием, богобоязненностью, твердостью, чем кто-то из поздних шафиитов которые намного меньше их - не говоря уже о джахмитах-ашаритах лживо приписывающих себя к этому благородному имаму. И вся хвала Аллаху.
ат Тахав был щафиитом,и учеником своего дяди имама музани(который был самым выдающимся учеником имама Аш Шафии. Затем он оставил мазхаб Аш шафии и стал отстаивать мазхаб Абу Ханифы. Неправда ли интересно?!
ОтветитьУдалитьОн был обижен на имама Музани за то что Музани его поругал за то что тот не мог понять один вопрос в религи . Аллаху аьлям
Удалить