Имам ахли-Сунна Ахмад Ибн Ханбаль про Абу Ханифу
Слова имама Ахмада про Абу Ханифу
1. Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи:
سألت أبا عبد الله وهو أحمد بن حنبل عن أبي حنيفة وعمرو ابن عبيد فقال: أبو حنيفة أشد على المسلمين من عمرو بن عبيد لأن له أصحاباً
"Я спросил Абу АбдуЛлаха Ахмада Ибн Ханбаля об Абу Ханифе, и Амру Ибн Убейде (главаре му'тазилитов), и он ответил: "Абу Ханифа страшнее для мусульман, чем Амру Ибн Убейд, потому что у него есть последователи"
Передал аль-Хатыб, в "Тарих Багдад", 13/147, и передатчики достоверные как указал Мукбиль
2. Сказал имам Исхак ибн Мансур аль-Кусадж, ученик имама Ахмада:
قلت: يؤجر الرجل على بغض أصحاب أبي حنيفة؟ قال: إي والله.
"Я спросил у имама Ахмада бин Ханбаля: вознагражается ли человек за ненависть к последователям Абу Ханифы?" Он ответил: "Да, клянусь Аллахом".
Источник: "Масаиль аль-Кусадж", 3441, "Ас-Сунна",
3. Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази:
نا محمد بن حمويه بن الحسن قال سمعت الحسين بن الحسن المروزي يقول : ذكر أبو حنيفة عند أحمد بن حنبل فقال: رأيه مذموم وبدنه لا يذكر
"Рассказал нам Мухаммад Ибн Хамавейхи ибн аль-Хасан, что он слышал Хусейна ибн аль-Хасана аль-Марвази, что он сказал: "Был упомянут Абу Ханифа у Ахмада ибн Ханбаля, и он сказал: "Его суждения порицаемые, и сам он не упоминается!"
См. "Аль-джарх уа ат-тадиль", 8-450, все передатчики достоверные см. "Нашр ас-сахифа", 242
4. Сказал имам Абу Джафар аль-Укайли:
حدثنا عبد الله بن أحمد قال سمعت أبي يقول: حديث أبي حنيفة ضعيف ورأيه ضعيف .
"Рассказал нам Абдуллах ибн Ахмад, что он слышал, как его отец сказал: "Хадисы Абу Ханифы слабые, и его суждения в фикхе слабые"
См. "Ад-дуафа", 4-285, иснад достоверный
5. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
قَالَ
سَأَلت ابي عَن الرجل يُرِيد ان يسْأَل عَن الشَّيْء من امْر دينه مِمَّا
يبتلى بِهِ من الايمان فِي الطَّلَاق وَغَيره وَفِي مصر من اصحاب الرَّأْي
وَمن اصحاب الحَدِيث لَا يحفظون وَلَا يعْرفُونَ الحَدِيث الضَّعِيف وَلَا
الاسناد الْقوي فَلِمَنْ يسْأَل لاصحاب الرَّأْي اَوْ لهَؤُلَاء اعني اصحاب
الحَدِيث على مَا قد كَانَ من قلَّة معرفتهم قَالَ يسْأَل اصحاب الحَدِيث
لَا يسْأَل اصحاب الرَّأْي ضَعِيف الحَدِيث خير من رَأْي ابي حنيفَة
"Я спросил своего отца о человеке, который хочет спросить о чем-то из его религии, что случилось у него, как например клятва в толяке, и так далее. И в его городе есть приверженцы суждения по собственному мнению, и такие ахлюль хадис, которые не запоминают, и не различают между слабым хадисом, и хадисом сильным иснадом, так кого же ему спрашивать – приверженцев суждений по собственному мнению, или ахлюль хадис, учитывая их слабые знания. Он сказал: "Пусть спрашивает ахлюль хадис, и не спрашивает приверженцев собственных суждений! Слабые хадисы лучше суждений Абу Ханифы!"
См. "Масаиль Абдуллах Ибн Ахмад", 1585
6. Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж:
قال الإمام أحمد - رضي الله عنه -: ابتلي أهل خراسان بأبي حنيفة
"Сказал имам Ахмад – да будет доволен им Аллах: "Постигнуты люди Хорасана Абу Ханифой"
См. "Масаиль аль-Кусадж", 3516
7. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
وَسَأَلته عَن شُعَيْب بن إِسْحَاق قَالَ مَا أرى بِهِ بَأْسا وَلكنه جَالس أَصْحَاب الرَّأْي كَانَ جَالس أَبَا حنيفَة
"Я спросил моего отца о Шуейбе Ибн Исхаке, и он сказал: "Я не вижу в нем самом проблем, однако, он сидел с приверженцами суждения по собственному мнению, и сидел с Абу Ханифой!"
См. "Аль-Иляль уа ма'рифату ар-риджаль", 3127
8. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
قَالَ أبي استتابوه أَظن فِي هَذِه الْآيَة سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ قَالَ هُوَ مَخْلُوق
"Сказал мой отец: требовали с него покаяние, как я думаю, по причине этого аята: "Пречист твой Господь, Господь величия, от того, чем они его описывают", сказал Абу Ханифа: "Он сотворен"
См. "Аль-иляль уа ма'рифату ар-риджаль", 3591
9. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
سَأَلت
أبي عَن أَسد بن عَمْرو قَالَ كَانَ صَدُوقًا وَأَبُو يُوسُف صَدُوق
وَلَكِن أَصْحَاب أبي حنيفَة لَا يَنْبَغِي أَن يرْوى عَنْهُم شَيْء
"Я спросил своего отца об Асаде ибн Амру, и он сказал: "Он был правдивым, и Абу Юсуф был правдивым, однако последователи Абу Ханифы – не следует от них ничего передавать!"
См. "аль-Иляль уа ма'рифату ар-риджаль", 5332
10. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль
حدثني
أبي ثنا شعيب بن حرب قال سمعت سفيان الثوري يقول: ما أحب أن أوافقهم على
الحق، قال عبد الله : قلت لأبي رحمه الله يعني أبا حنيفة؟ قال: نعم رجل
استتيب في الإسلام مرتين يعني أبا حنيفة كأن أبا حنيفة المستتيب؟ قال : نعم
"Сказал мой отец: "Рассказал мне Шуейб ибн Харб, что он слышал, как Суфьян ас-Саури сказал: "Я не люблю соглашаться с ними даже когда истина с ними". Я спросил отца, да смилуется над ним Аллах: "То есть, с Абу Ханифой?" Отец сказал: "Да. У этого человека дважды требовали покаяние в Исламе" – то есть, у Абу Ханифы. Я спросил: "У Абу Ханифы требовали покаяние?" Отец сказал: "Да".
См. "ас-Сунна", 264, иснад до Суфьяна достоверен
11. Передал Хатыб аль-Багдади, от Мухни ибн Яхья, что он сказал:
احمد بن حنبل يقول ما قول أبي حنيفة والبعر عندي إلا سواء
"Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Суждения Абу Ханифы, и навоз для меня одинаковы"
См. "Тарих Багдад", 13-439
Указал Мукбиль, что передатчики этого асара достоверны
12. Передал Хатыб аль-Багдади, от имама Абу Бакра Ибн аль-Асрама, что он сказал:
قال رأيت أبا عبد الله مرارا يعيب أبا حنيفة ومذهبه ويحكي الشيء من قوله على الإنكار والتعجب
"Я не раз видел Абу Абдуллаха (Ахмада), как он порочит Абу Ханифу и его мазхаб, и рассказывает некоторые его слова, порицая и удивляясь"
См. "Тарих Багдад", 13-439, иснад достоверный
Указал Мукбиль, что передатчиик этого асара достоверны
13. Передал Хатыб аль-Багдади, от имама Абу Бакра Ибн аль-Асрама, что он сказал:
أخبرنا
أبو عبد الله بباب في العقيقة فيه عن النبي صلى الله عليه و سلم أحاديث
مسندة وعن أصحابه وعن التابعين ثم قال قال أبو حنيفة هو من عمل الجاهلية
ويتبسم كالمتعجب
"Передал нам Абу Абдуллах раздел касательно акыки, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в виде непрерывных хадисов от Пророка, и от сподвижников, и от табиинов, а затем сказал: "Сказал Абу Ханифа, что акыка – из деяний джахилии", и улыбался, как удивляющийся этому
См. "Тарих Багдад", 13-438
Указал Мукбиль, что передатчики этого асара достоверные
14. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
حدثني
أبي. قال: حدثنا إسحاق بن عيسى ابن الطباع، عن ابن عيينة. قال: قلت لسفيان
الثوري. لعله يحملك على أن تفتي أنك ترى من ليس بأهل للفتوى يفتي فتفتي.
قال أبي: يعني أبا حنيفة
"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Исхак Ибн Иса ибн ат-Тыба, от Ибн Уейны, что он сказал: "Я сказал Суфьяну ас-Саури: "Видимо, тебя подталкивает давать фетву то, что ты видишь, что дает фетву тот, кто не имеет право ее давать, поэтому ты даешь фетвы". Сказал мой отец: "Он имеет ввиду Абу Ханифу"
См. "Аль-Иляль уа марифату ар-риджаль"
15. Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:
حدثني
علي بن سعيد النسوي ، قال : سمعت أحمد بن حنبل : « يقول لهؤلاء ، أصحاب
أبي حنيفة : ليس لهم بصر بشيء من الحديث ، ما هو إلا الجرأة »
"Рассказал мне Али Ибн Саид ан-Насави, сказал он: "Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль сказал этим последователям Абу Ханифы: "Нет у них знания ни в чем из хадисов, всё это лишь ничто иное, как смелость!"
См. "Солятуль витр", 1-67, иснад достоверный
16. Сказал имам аль-Халляль:
أَخْبَرَنَا العباس بن أحمد المستلمي النجار بطرطوس أن أبا عبد الله قال كل من نظر فِي رأي أبي حنيفة إلا كان دغل القلب يذهب إليه
"Рассказал нам аль-Аббас Ибн Ахмад аль-Мустамли ан-Наджжар в Тарсусе, что имам Ахмад сказал: "Каждый кто изучает мнения Абу Ханифы - в его сердце заходит порочность"
Источник: "Ахкам ахлиль миляль", 295, иснад достоверный
17. Сказал имам Ибн Хани ан Найсабури, ученик имама Ахмада:
1919
- سئل عن النظر في كتب الرأي؟ فقال: لا تنظر في شيء من الرأي، ولا
تجالسهم. 1930 - وسمعته يقول: تركنا أصحاب الرأي، وكان عندهم حديث كثير،
فلم نكتب عنهم، لأنهم معاندون (1) للحديث، لا يفلح منهم أحد.
"Имам Ахмад был спрошен о книгах школы фикха приверженцев суждения по своему мнению*, и он ответил:"Не смотри в их суждения, и не сиди с ними!"
И я слышал, как он говорит: "Мы оставили приверженцев суждений по своему мнению. И у них были многие хадисы, но мы на записывали ничего от них - потому что они упрямо противостоят хадисам. Не преуспееет из них никто!"
Источник: "Масаиль Ибн Хани лиль Имам Ахмад", 1919, 1930
18. Сказал имам Ибрахим аль Харби, ученик имама Ахмада:
سَأَلت
أَحْمد بن حَنْبَل عَن الشَّافِعِي فَقَالَ حَدِيث صَحِيح ورأي صَحِيح قلت
مَا تَقول فِي أبي حنيفَة قَالَ لَا حَدِيث وَلَا رَأْي
"Я спросил Ахмада Ибн Ханбаля об аш Шафии и он ответил: "Его хадис достоверный, и мнения в фикхе правильные"
Я сказал: "А что ты скажешь об Абу Ханифе?"
Он ответил: "Ни хадиса, ни фикха!"
Источник: "Аль ихтиджадж би аш Шафии", 66, и иснад достоверный, и также имам аль-Аджурри в "Джуз фи хикаят аш Шафии", 16, по другому достоверному иснаду.
19. Сказал имам аль-Укейли:
حَدثنا سُليمان بن داوُد القزاز، قال: سمعتُ أَحمد بن الحَسن التِّرمِذي، قال: سمعتُ أَحمد بن حَنبَل، يقول: أَبو حَنيفَة يَكذِبُ
"Рассказал нам Сулейман Ибн Дауд аль-Каззар, что он слышал Ахмада Ибн аль-Хасана ат-Тирмизи, что он сказал: "Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Абу Ханифа лгал"
Источник: "Ад-Дуафа", 6135. Все передатчики правдивые и достоверные и слышали от друг друга, и иснад удостоверил шейх аль-Хулейфи, и шейх Бадиуддин ас-Синди, см. "Ат-Тарджих", 62, "Накд аль-Кауаид", 272
20. Более того, имам Ахмад собрал отдельную книгу - в которой привел около 500 хадисов Пророка мир ему которым прямо противоречил Абу Ханифа. и эту книгу передал от него аль-Халляль см. "Мухтасар ар-рауда", 288-289
21. Из прекрасных польз которые стоит упомянуть здесь - то что имам Ахмад запретил передавать хадисы от последователей Абу Ханифы, и послушались в этом его все люди хадиса, и не передали ничего ни от Абу Ханифы, ни от его учеников в "аль-кутуб аc-ситта'" - шести книгах - "Сахих аль Бухари", "Сахих Муслим", "Сахих ан Насаи", "Сунан ат Тирмизи", "Сунан Аби Дауд", "Сунан Ибн Маджа", и не передал сам имам Ахмад от них ничего в своем огромном "Муснаде"
И это наряду с тем что самым первым от кого слышал имам Ахмад хадис был Абу Юсуф, и наряду с тем что имам Ахмад называл Абу Юсуфа правдивым, однако он намеренно не передавал хадис от них.
Сказал имам Ахмад:
تركنا أصحاب الرأي، وكان عندهم حديث كثير، فلم نكتب عنهم، لأنهم معاندون للحديث، لا يفلح منهم أحد
"Мы оставили приверженцев суждений по своему мнению. У них было много хадисов, но мы не записывали от них - потому что они упрямо противоречат хадису. Не преуспееет из них никто!"
Источник: "Масаиль Ибн Хани", 2302
Сказал Шихабуддин Ибн Теймия, отец шейх уль Ислама, обьясняя причину того что имам Ахмад оставил передачу от них:
وهو
ما ذكرته فى المبتدع أنه نوع من الهجرة فانه قد صرح بتوثيق بعض من ترك
الرواية عنه كأبي يوسف ونحوه ولذلك لم يرو لهم فى الامهات كالصحيحين
"И она такая же как то что я упомянул о нововведенцах - это вид бойкота. И это потому что имам Ахмад ясно сказал о достоверности передачи многих из них от кого он ее оставил - как Абу Юсуф и и ему подобные. И поэтому, не передано от них ничего в главных книгах хадиса подобных "Сахихам" аль Бухари и Муслима"
Источник: "Аль-Мусаввада", 239
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وأكثر
أهل الحديث طعنوا في أبي حنيفة وأصحابه طعناً مشهوراً امتلأت به الكتب ،
وبلغ الأمر بهم إلى أنهم لم يرووا عنهم في كتب الحديث شيئاً فلا ذكر لهم في
الصحيحين والسنن
"И большинство людей хадиса порочило Абу Ханифу и его последователей порочением настолько известным, что им переполнены книги. И дело дошло до того, что они не передали от Абу Ханифы и его последователей в книгах хадиса ничего, и они не упоминаются ни в двух "Сахихах", ни в "Сунанах"
Источник: "Ар родд аля ас-субки фи масаляти ат таляк", 2/837
Кроме как имам Ахмад передал один хадис от Абу Ханифы в "Муснаде", но как передал - специально не упомянув его имя!
22. Сказал его сын Абдуллах Ибн Ахмад передавая "Муснад" отца:
حَدَّثَنَا
إِسْحَاقُ بْنُ يُوسُفَ أَخْبَرَنَا أَبُو فُلَانَةَ كَذَا قَالَ أَبِي
لَمْ يُسَمِّهِ عَلَى عَمْدٍ و حَدَّثَنَاه غَيْرُهُ فَسَمَّاهُ يَعْنِي
أَبَا حُنَيْفَةَ
"Сказал отец: "Рассказал нам Исхак Ибн Юсуф, что рассказал ему Абу Фуляна.." - так сказал мой отец, и намеренно не назвал его, но нам рассказали этот хадис другие, и назвали его, и это Абу Ханифа.
См. "Аль-Муснад", 37/21
24. Сказал имам Харб аль-Кирмани:
قِيلَ
لِأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ رَجُلٌ نَزَلَتْ بِهِ مَسْأَلَةٌ فَلَمْ يَجِدْ
مَنْ يَسْأَلُهُ أَيَسْأَلُ أَهْلَ الرَّأْيِ قَالَ لَا يُسْأَلُ أَهْلُ
الرَّأْيِ عَنْ شَيْءٍ الْبَتَّةِ
"Было сказано имаму Ахмаду Ибн Ханбалю: "У человека появился вопрос, и ему не у кого спросить, кроме как у приверженцев суждений по своему мнению, можно ли ему спросить у них?"
Он ответил: "Не разрешено ему спрашивать приверженцев суждений по своему мнению ни о чем абсолютно!"
Источник: "Масаиль Харб аль-Кирмани", 291
25. Сказал имам аль-Фасави:
حدثنا
أبو بكر الحميدي ثنا حمزة بن الحارث مولى عمر بن الخطاب عن أبيه قال: سمعت
رجلاً يسأل أبا حنيفة في المسجد الحرام عن رجل قال أشهد أن الكعبة حق ولكن
لا أدري هي هذه أم لا، فقال: مؤمن حقاً. وسأله عن رجل قال أشهد أن محمداً
بن عبد الله نبي ولكن لا أدري هو الذي قبره بالمدينة أم لا. قال: مؤمن حقاً
- قال أبو بكر الحميدي: ومن قال هذا فقد كفر
"Рассказал мне Абу Бакр аль-Хумейди, что рассказал ему Хамза ибн Харис, вольноотпущенник рода Умара ибн аль-Хаттаба, от его отца, что он сказал: "Я слышал, как один мужчина спрашивал Абу Ханифу в мечети Харам, о том, кто сказал: "Я свидетельствую что Кааба- истина, только я не знаю, это эта Кааба, или нет", и Абу Ханифа сказал: "Это истинный верующий". И спросил его этот мужчина о человеке, который сказал: "Я свидетельствую, что Мухаммад Ибн Абдуллах – Пророк, однако я не знаю, это тот, чья могила в Медине, или нет". Абу Ханифа сказал: "Такой истинный верующий". Сказал Абу Бакр аль-Хумейди: "Кто сказал это – тот стал неверным"
См. "Аль-Ма'рифа уа ат-тарих", 3-96, передатчики асара достоверны
И передал имам аль-Лялякаи с достоверным иснадом от Ханбаля Ибн Исхака, что тот сказал:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ بْنَ حَنْبَلٍ يَقُولُ «مَنْ قَالَ هَذَا فَقَدْ كَفَرَ»
"Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль говорит: "Кто так сказал тот стал неверным"
Источник: "Шарх усуль аль-И'тикод", 1831
26. Сказал аль Хатыб аль Багдади:
خْبَرَنِي
الْبَرْقَانِيّ، قَالَ: حَدَّثَنِي مُحَمَّد بن أَحْمَد الأدمي، قَالَ:
حَدَّثَنَا مُحَمَّد بن علي الإيادي، قَالَ: حَدَّثَنَا زكريا بن يحيى
الساجي، قَالَ: حَدَّثَنِي مُحَمَّد بن روح، قال: سمعت أَحْمَد بن حنبل،
يقول: لو أن رجلا ولي القضاء ثم حكم برأي أبي حنيفة ثم سئلت عنه، لرأيت أن
أرد أحكامه
"Рассказал нам аль Баркани, что рассказал ему Мухаммад Ибн Ахмад аль Адами, что рассказал ему Мухаммад Ибн Али аль Ияди, что рассказал им Закария Ибн Яхья ас-Саджи, что рассказал ему Мухаммад Ибн Рух: "Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Если бы какого то человека назначили судьёй, и он стал бы выносить решения по мнениям Абу Ханифы, и меня спросили бы о нем - я бы ответил что следует отвергать его постановления"
Источник: "Тарих Багдад", 15/569, иснад удостоверил шейх ат Таимим
27. Сказал Хатыб аль Багдади:
أخبرني
إبراهيم بن عمر البرمكي، قال: حَدثنا عُبَيد الله بن محمد بن محمد بن
حمدان العكبري، قال: حَدثنا محمد بن أيوب بن المعافى البزاز، قال: سَمِعْتُ
إبراهيم الحربي يقول وضع أَبو حنيفة أشياء في العلم مضغ الماء أحسن منها
وعرضت يوما شيئا من مسائله على أَحمد بن حنبل فجعل يتعجب منها ثم قال كأنه
هو يبتدئ الإسلام.
"Рассказал Ибрахим Ибн Умар аль Барками, что рассказал ему Убейдуллах Ибн Батта, что рассказал ему Мухаммад Ибн Аюб аль Муафи аль Баззар, что он слышал, как Ибрахим аль Харби сказал: "Абу Ханифа заложил в знании такие вещи, что водяная жвачка лучше их! И я однажды представил некоторые его ответы на вопросы Ахмаду Ибн Ханбалю, и он стал удивляться от них, и сказал: "Как будто он хочет заново заложить Ислам!"
Источник: "Тарих Багдад", 15/571, иснад достоверный
28. Спросил имама Ахмада его ученик Джафар Ибн Мухаммад:
إن أمرني أبي برأي أبي حنيفة، له علي طاعة؟ فقال: لا.
"Если мой отец будет приказывать мне следовать мнениям Абу Ханифы, мне слушаться его?" Имам Ахмад ответил: "Нет"
Источник: "Зад аль мусафир", 5139
29. Сказал аль Халляль:
قال الخلال: أخبرني زكريا بن يحيى الناقد، وأحمد بن محمد بن مطر أن أبا طالب حدثهم قال: سئل أبو عبد اللَّه: عن الوقف يوقفه على نفسه، فإذا مات فعلى المساكين؟
قال: لا أعرف الوقف، إلا ما أخرجه للَّه، أو أوقفه على المساكين، وفي سبيل اللَّه، يمضيه إذا أوقفه عليه حتى يموت، فلا أعرف أن ما أوقف أصحاب رسول اللَّه -صلى اللَّه عليه وسلم- على قوم أخرجوه من ملكهم للَّه، فأما أن يوقف على نفسه، فهو ليس وقفًا، هذا يعد ملكًا، لا أعرف هذا فعله أحد، إنما هذا قول أبي حنيفة، حيلة وضعها
قال: لا أعرف الوقف، إلا ما أخرجه للَّه، أو أوقفه على المساكين، وفي سبيل اللَّه، يمضيه إذا أوقفه عليه حتى يموت، فلا أعرف أن ما أوقف أصحاب رسول اللَّه -صلى اللَّه عليه وسلم- على قوم أخرجوه من ملكهم للَّه، فأما أن يوقف على نفسه، فهو ليس وقفًا، هذا يعد ملكًا، لا أعرف هذا فعله أحد، إنما هذا قول أبي حنيفة، حيلة وضعها
"Рассказали мне Закария ибн Яхья ан Накид, и Ахмад ибн Матр - что Абу Талиб рассказал им, что спросили имама Ахмада про вакф, который человек завещал сам себе, а после своей смерти - беднякам?"
Он сказал: "Я не знаю никакого вакфа, кроме имущества, которое выведено из оборота ради Аллаха! Для бедняков, на пути Аллаха.. что же касается того, что он делает вакф для самого себя - то это не вакф, это собственность, и я не знаю никого, кто делал бы так. Это лишь хитрость, которую заложил Абу Ханифа, и его слово!"
Источник: "Аль Вукуф уа ат Тарадджуль", аль Халляль, 34, иснад достоверный
30. Сказал Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль:
سألت أبي، من أسد بن عمرو. قال: كان صدوقًا، وأبو يوسف صدوق، ولكن أصحاب أبي حنيفة لا ينبغي أن يروى عنهم شيء
"Я спросил отца про Асада ибн Амра. Отец ответил: "Он правдив, и Абу Юсуф был правдивым. Однако сторонники Абу Ханифы - не следует передавать от них ничего!"
Источник: "Аль Иляль", 5332
31. Сказал Ханбаль Ибн Исхак:
وكان يعقوب أبو يوسف متصفا في الحديث، فأما أبو حنيفة ومحمد بن الحسن فكانا مخالفين للأثر، وهذان لهما رأى سوء، يعني أبا حنيفة ومحمد بن الحسن
"Сказал имам Ахмад: "Якуб Абу Юсуф был справедливым к хадису. Что касается Абу Ханифы и Мухаммада ибн Хасана, то они противоречили сообщениям, и у них двоих скверные воззрения" - имея ввиду Абу Ханифу и Мухаммада ибн Хасана
Источник: "Тарих Багдад", 2/561, шейх Тамими назвал иснад достоверным
32. Сказал Ибн Хани, ученик Ахмада:
أبا عبد اللَّه عن كتاب مالك، والشافعي أحب إليك، أو كتب أبي حنيفة، وأبي يوسف؟
فقال: الشافعي أعجب إليّ، هذا وإن كان وضع كتابًا، فهؤلاء يفتون بالحديث، وهذا يفتي بالرأي، فكم بين هذين
فقال: الشافعي أعجب إليّ، هذا وإن كان وضع كتابًا، فهؤلاء يفتون بالحديث، وهذا يفتي بالرأي، فكم بين هذين
"Я спросил имама Ахмада про книги Малика, аш Шафии - они более любимы тебе, или книги Абу Ханифы и Абу Юсуфа?"
Имам Ахмад ответил: "Аш Шафии мне больше нравится - он хоть и написал книгу, но те дают фетвы по хадису, а эти - по собственному мнению, так какая же разница между ними!"
Источник: "Масаиль Ибн Хани", 1909
33. Сказал имам Абу Абдуллах Ибн Хамид аль Ханбали (ум. 403 г.х.)
قال الخلال على المذهب انه لا يرى الرد على أهل المدينة قال ابن حامد وانما ذلك على أصل امامنا فى تخطئة أهل الاجتهاد وهل يسوغ لنا القطع بالخطأ أم لا فأهل المدينة قد قال أحمد انهم للآثار يتبعون وان من اجتهد بالاثر فالحق واحد والآخذ بالخبر الآخر معذور فأما أهل الرأى فلا خلاف عن أبى عبدالله أن أخذهم بالرأى مع الخبر مقطوع على خطئه فهو الذى يرد عليه ويبين عن خطئه
"Сказал аль Халляль: "Согласно мазхабу, имам Ахмад не считал правильным опровергать факихов Медины".
И это лишь согласно основе нашего имама касательно хукма об ошибке людей иджтихада, и в том разрешено ли категорично заявлять об ошибке или нет.
И люди Медины (Малик и его асхабы) сказал Ахмад о них: "Они следуют за асарами" а кто совершил иджтихад опираясь на асар, то хоть истина и одна, но взявший сообщение оправдан в своей ошибке.
А что же касается приверженцев суждений по своему мнению, то нет разногласия в передаче от имама Ахмада, что их брание собственных мнений в то время когда есть хадисы и асары - имеет категоричный хукм ошибки, и на таких следует опровергать и разьяснять их ошибку"
Источник: "Аль Мусаввада фи усуль аль фикх", 1/449
قال الخلال على المذهب انه لا يرى الرد على أهل المدينة قال ابن حامد وانما ذلك على أصل امامنا فى تخطئة أهل الاجتهاد وهل يسوغ لنا القطع بالخطأ أم لا فأهل المدينة قد قال أحمد انهم للآثار يتبعون وان من اجتهد بالاثر فالحق واحد والآخذ بالخبر الآخر معذور فأما أهل الرأى فلا خلاف عن أبى عبدالله أن أخذهم بالرأى مع الخبر مقطوع على خطئه فهو الذى يرد عليه ويبين عن خطئه
"Сказал аль Халляль: "Согласно мазхабу, имам Ахмад не считал правильным опровергать факихов Медины".
И это лишь согласно основе нашего имама касательно хукма об ошибке людей иджтихада, и в том разрешено ли категорично заявлять об ошибке или нет.
И люди Медины (Малик и его асхабы) сказал Ахмад о них: "Они следуют за асарами" а кто совершил иджтихад опираясь на асар, то хоть истина и одна, но взявший сообщение оправдан в своей ошибке.
А что же касается приверженцев суждений по своему мнению, то нет разногласия в передаче от имама Ахмада, что их брание собственных мнений в то время когда есть хадисы и асары - имеет категоричный хукм ошибки, и на таких следует опровергать и разьяснять их ошибку"
Источник: "Аль Мусаввада фи усуль аль фикх", 1/449
Имам тахави.Племянник и ученик самого выдающегося ученика имама Аш Шафи имама Исмаиля Музани.Видел как его дядя и учитель Музани часто обращался к принципам ханафизма и позже сам перешел в ханафизм,отстаивал его даже противореча шафиизму.В своем главном труде и пожалуй самом главном труде по акыде,который сейчас принято называть АКЫДА ТАХАВИЙЯ,в самом начале пговорит:Это разъяснение вероучения Ахль ус-Сунна ва аль-Джама'а в соответствии с принципами школы правоведов этой религии Абу Ханифы ан-Ну’мана ибн Сабита аль-Куфи, Абу Юсуфа Якуба ибн Ибрагим аль-Ансари и Абу Абдуллаха Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, да будет доволен ими всеми Аллах, и того, что они исповедовали в основах религии и их веры в Господа всех миров".Если бы и вправду Абу Ханифа был таким,то вероубеждения взятые от него и переданные его последователями не принималось бы.Тот факт ,что имам Тахави придерживался ханафизма,притом,что он наверняка должен был слышать слова Шафии о Абу Ханифе,говорит о том,что ничего подобного аш Шафии не говорил и не говорили подобного те,все ученые, которые якобы хором ругали Абу Ханифу
ОтветитьУдалитьОдними из учителей Ахмада ибн Ханбаля был Абу Юсуф и имам Аш-Шафий. Абу Юсуф был учеником Абу Ханифы и его последователем. Имама Аш-Шафий был учеником имама Малика который хорошо отзывался про Абу Ханифу. Как ваши слова могут быть правдой?
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьИмам Малик ни когда не отзывался хорошо про Абу Ханифу. Достаточно тех его слов, что любят приводить ханафиты, когда имам Малик ответил имаму Шафии, что он видел "того человека, который смог бы доказать тебе, что эта стена золотая". Эти слова означали только одно - имам Абу Ханифа был демагогом ещё тем, а вовсе не о крепости его доводов.
УдалитьИмам Ахмад был большим почитателем имама Шафии и между ними была очень хорошая дружба. Но учеником Шафии он не был.
да. Слова, что человек, если скажет, что этот столб(стена) золотые, обязательно докажет это... Что же они еще могут значить... с помощью своих доводов красноречиея, способен убедить в том, что не является действительности
УдалитьЯ не учился никогда в исламском учебном заведении,но даже я когда читаю некоторые пункты в этой книге,вижу ,что они легко опровергаемы и противоречивы
ОтветитьУдалитьСобака лает караван идёт. Аллах облагадетельствовал имама Абу Ханифа знаниями и большим количеством последователей . Именно он написал одну из первых. Книг по вероубеждению ФИКХ АЛЬ АКБАР. И ЕГО убеждения и акыда его последователей и учеников как Имам Ат Тахауи противоречат кривым убеждениям сектантов вот и поэтому они как жуки навозники копаются и по крупицам собирают псевдокомпромат.
ОтветитьУдалитьАьу Ханифа не написал ни единую книгу. Этот самый пресловутый "Фикху-ль-ахбар" никак не мог принадлежать ему и это доказано для всех, кроме фанатиков ханафизма. В этом труде ровно 10 богословских постулатов, которые никак не могли возникнуть во времена Абу Ханифы, т.к. в то время исламская наука ещё не постигала их. Для того чтоб понять эти слова поясню на пальцах; утверждать, что эта брошюра (там всего 4 страницы - книгой сложно назвать) принадлежит Абу Ханифе это всё равно что написать статью по квантовой физике и сказать, что эта статья от Ньютона. (Ньютон жил в 16 и 17 веках, а о квантах наука о физике узнала намного позже. Термин квант впервые употребил Макс Планк в 1900 году).
ОтветитьУдалить